Персональный блог Серого Волка на iFiction.Ru

Ифер — не читатель

Ифер — не читатель, ифер — писатель

Сегодня, наткнувшись на старое интервью Светланы Вовк с писателем Захаром Прилепиным, я решил вот о чем подумать. Недолюбливаю сравнений между литературой и IF в плоскости самого конечного продукта этих сфер, между художественными произведениями и играми. А вот параллели между околотворческими моментами этих видов деятельности совершенно уместны и зачастую точны. Вот смотрите:

/

(Вовк) — В предисловии «Книгочета» вы призываете литераторов писать критические статьи о творчестве их коллег. Так уж ли это необходимо писателям, не собьет ли это их с собственного творческого пути? Многие ведь специально не читают современников, чтобы не расстраивать собственный камертон.

(Прилепин) — Это вопрос психики и моторики. Мне чужда позиция писателя как такого одинокого алхимика. По-моему, литература – общинное занятие, потому что мы находимся в пределах одного языка, схожих или полярных гражданских чувств, и, в конце концов, у нас одна Родина. Мне очень близки литературные банды, какие создавались в Серебряном веке. Молодые имажинисты, футуристы, символисты собирались группами, устраивали культурные вечера, какие-то экспромты. Это движет литературный процесс, придавая ему привкус шоу, скандала. Меня действительно огорчает, что писатели мало читают друг друга, а если и читают, то не пишут отзывов. Мне кажется, в этом больше зависти и эгоизма, чем нежелания кого-то обидеть. Ситуация раздражительности и завистливости в современной литературе очень сильна.

(с) https://vk.com/zprilepin?w=wall-69956821_12456

/

Разумеется, применительно к РИЛ нет факторов зависти и эгоизма. Но если переложить на наше поле — то эта огорчительная ситуация абсолютно про нас: авторы мало играют в игры друг друга, а если и играют, то не пишут отзывов. Исключения или незначительны, или редки. Я регулярно вижу, как автор или просто активный участник сообщества впервые открывает для себя игру коллеги спустя год-два, пять, а то и восемь лет после её релиза.

Почему так? Давайте попробуем разобраться.

Можно предположить, что речь идёт о каких-то малоизвестных или позабытых играх вроде старых хороших урк-квестов «Дверь в лето» и «AIF: Искусственноинтеллектуальное чтиво», парсерных «Шорохах» на непопулярной платформе «6 дней» или для кого-то жестковатой, но так прекрасно выстроенной инстедовской «Сказке о Надежде». Но нет, я говорю про игры, которые на слуху. Ладно ещё когда ИЛ-автор не смотрит всё подряд. Но для меня дико, когда он не играет даже в игры-призёры конкурсов или работы с итогового списка «Золотого Хомяка». То есть — объяснение, мол, в сообществе не хватает инфоповодов, тут явно не прокатывает.

Говорить о завистливости или высокомерном отношении к собратьям по ИЛ-перу будет попросту смешно. Этого у нас нет, тут у нас всё замечательно, так что эту версию мы сразу гордо отметаем.

Поплакать, что у нас мало авторов? Нет, такое кокетство не пройдёт. Сейчас ежегодно у нас проявляется под сотню авторов. Но покажите мне хоть одну страницу каталога любой платформы, где на игру даётся хотя бы полста комментариев от разных людей. Нет таких страниц.

Что остаётся? Да тротт его знает, что остаётся. Списать всё на инертность сообщества в целом? Обвинить во всём банальную человеческую лень, да и не пытаться придумывать каких-то объяснений и искать скрытые причины?

Я не знаю, как всё это объяснить и что со всем этим делать. У меня пока версии закончились…

комментария 23 | Добавить свой

  • 1 Нафанин пишет:

    Стыдно :(

  • 2 JackCL пишет:

    На мой взгляд, авторы не стремятся кого-то заинтересовать своими творениями. Захожу я, например, в этот Игра месяца — март 2015 — четыре безликие ссылки на игры. Ни описаний, ни скринов, ни каких-то особенностей побуждающих меня посмотреть эти игры — ничего. Ну ладно.

    Прохожу по ссылкам, может там будет привлекательнее? Нет! Вижу какие-то куцые обрывки авторских мыслей

    «Вы попали в дурку, сможете ли вы выйти оттуда живым?» — почему я туда попал? интересно ли мне будет выходить оттуда живым? там про зомбей или злых докторов которые меня оттуда не будут выпускать? Ничего не объясняет автор и не стремится.

    «Вы Уильям Храбрый, сможете ли вы победить?» — кто такой Уильям Храбрый? кого он должен смочь победить? почему и зачем? Я не знаю ничего об этом и опять же автор никак не склонен меня заинтересовывать.

    Это просто поразительно, что люди тратят недели и может быть месяцы на создание игр, а потом швыряют их, как никчемный мусор публике, считая что и так сойдет, кто захочет — поиграет. Да нет, не сходит.

    ps. Вообще проблема немножко ширше, но я тут описал ту локальную особенность РИЛ, которая особенно бросается в глаза.

  • 3 DoubleDragon пишет:

    Вот работы с минимум полста комментариев:

    http://hyperbook.ru/comments.php?id=13982406957844#last

    http://hyperbook.ru/comments.php?id=13529254137424#last

    http://hyperbook.ru/comments.php?id=13764029087384#last

    Количество комментариев, имхо, тут совсем не при чём.

  • 4 Ajenta пишет:

    Лично мне не сильно интересно играть во всё подряд. А в сфере моих интересов пишут не так-то много игр. Если мне что-то нравится — я пишу коменты. В том же, что мне не близко и в чём я не разбираюсь, ну, могу поиграться, но вряд ли автору нужны коменты и критика от неразбирающегося в том, что он хотел сделать и сказать.

    Ну, и тут как бы вроде у всех так, если нитересно — играют, но в большинстве случаев просто не интересно. Джэк тут прав. Но не в рекламме дело, и не в описаниях, а в том, что, видимо даже людям ифни не интересна ифня. :) Им, видимо, интересно только самовыражение посредством ифни.

  • 5 JackCL пишет:

    Аджента, я не согласен с самоуничижительным «людям ифни не интересна ифня». Ровно такая же ситуация и с книгами (писатели ноют — их не читают), и с фильмами (режиссеры ноют — их не читают), и вот в родственном rpg maker авторы тоже периодически жалуются на то, что не играют в их игры.

    Это никакая не особенность «ифни», это время наступило такое: сейчас очень вокруг много всего разного на любой вкус и за внимание игрока надо бороться. Заинтересовывать надо, чтобы у пришедшего со скептическим «мне не сильно интересно» человека после прочтения описания, особенностей, скринов всяких настроение изменялось на «а вот теперь мне стало интересно!»
    Иначе он с «неинтересно» уйдет «Игру престолов» смотреть и будет прав.

  • 6 Горапх пишет:

    Что-то вроде «литературных банд Серебрянного века», так это у нас урк-канал такой есть например. Если Наф, или Евг, или ты Вовк, напишеш игру — в нее и я поиграю, да и весь канал обязательно поиграет. Аджента недавно заведомо дебильный безсмысленный капустник написала, так даже Олегус поиграл и хвалил почти.
    У других платформ есть свои какие-то площадки.
    Так что я не понимаю сути твоих жалоб)

    А играть в какое-то непонятное от Васи Пупкина которого я не знаю, которое пусть даже и выиграло конкурс, где голосовало полтора человека которых я не знаю, и которые не знают никаких других игр, кроме той за которую проголосовали, мне вообще не интересно. Я лучше «игру престолов» посмотрю, я еще не видел

    Просто ты Волк по какой-то неизвестной науке причине считаешь иф-сообщество целостным чем-то. А оно целостным не является, нас слишком много, чтоб нам было вместе комфортно, потому мы делимся на кружки по интересам и ведем друг с другом вражду не на живот, а насмерть. Помоему все впорядке и весело вполне

  • 7 hren_v_polto пишет:

    Ваша проблема, что вы жопой к игрокам повернулись и варитесь в собственном соку, никого не пуская в свой элитный клуб интеллектуалов-снобов =)

  • 8 Ajenta пишет:

    Это кого это мы не пускаем? Как будто к нам прям все хотят сильно. Лезут все, а мы их пинками, пинками. :)

  • 9 Серый Волк пишет:

    К комментариям JackCL’а:

    Джек обозначил совсем другую проблему, гораздо более значимую, чем попытался обозначить я: автор должен заинтересовывать своим продуктом потенциальную аудиторию («пришедший человек»). Я же исходил из того, что если человек (автор) уже в ифне, то ему автоматически интересно, что в этой сфере делают другие люди.

    К комментарию DoubleDragon’а:

    Разумеется, количество комментариев не при чём. Заметка у меня вышла сумбурная, извиняюсь, если не удалось ясно донести мысль. Цепочка такая:
    — «авторы мало играют в игры друг друга, а если и играют, то не пишут отзывов»
    — «ежегодно у нас проявляется под сотню авторов. Но покажите мне хоть одну страницу каталога любой платформы, где на игру даётся хотя бы полста комментариев от разных людей»
    Под «комментариями» здесь имелись в виду отзывы, под «разными людьми» подразумевались авторы.
    Не поленился и посчитал авторов, отметившихся на указанных страницах («разных людей», по кол-ву человек, а не по кол-ву постов):
    «В поисках магии» — Morych, «Б@Я», Мищенко Иннокентий (3)
    «Арена» — Вета, Ajenta, Ergistal, Kerber, Moredhel, Fahrengeit, «Б@Я», Мищенко Иннокентий (8)
    «Драконы и принцессы» — Кельта, Евг, Вета, Мустафаева Неля, Ergistal, Freid, Fahrengeit, Enny, «Б@Я», Канзас (10)
    Согласитесь, 3/8/10 даже суммарно не тянет на полсотни.
    При этом, часть комметов от этих авторов такая (привожу их целиком): «Потрясающая история!», «Поздравляю с победой! Игра более чем достойна!», «Как познакомиться с Астель?», «Морич, напиши текстовую рпг! Ну. пожалуйста…», «Какой-то слабый чемпион».
    Согласитесь, такие посты явно не тянут на _отзывы_.
    Так что, приведённые примеры не принимаются.

    К комментарию Адженты от 14 апреля:

    «даже людям ифни не интересна ифня» — да, вот это уже близко к теме. А «им, видимо, интересно только самовыражение посредством ифни» это как раз то, что я и хотел услышать в комментариях — возможное объяснение проблемы. Очень хорошая версия, спасибо, Аджента.

    И да, согласен с Джеком, что это никакая не особенность ифни. Собственно, проведённая параллель между IF и традиционной литературой это и показывает.

    К комментарию Горафа:

    Это просто потому я так считаю, что мне этого хочется. Зная и понимаю при этом, что такой целостности не было и не будет.

    К комментарию хрена_в_пальто:

    Я сделаю вид, что забуду о том, что от человека с этим ником видел только неконструктивные реплики ярко выраженного окраса Школы Зелёных Троллей (конкретно этот, кстати, комментарий вообще никак не соотносится с тем, о чем речь). И попытаюсь спросить: в чём проявляется наша повёрнутость названной частью тела к игрокам и каким образом мы не пускаем кого-либо в «свой клуб»?

  • 10 Flash пишет:

    Сдается мне, что пора начать устраивать конкурс не на лучшую игру, а на лучший отзыв.

  • 11 Серый Волк пишет:

    Flash, от же ж чёрт, а я как раз «КолОб-II» хотел в этих числах заводить. Правда, оно не сильно конкурс, так, слабая забава. Теперь придётся отложить на полгодика, а то сюрприза не получится :)

  • 12 ay пишет:

    Серый Волк, в общей атмосфере элитарности и снобизма, царящей в вашем сообществе. Говорю вам, как «человек со стороны». А уже ваше дело, как трактовать эту информацию. Но то, что в данном состоянии в сообщество новичку практически не реально влиться — это факт. Хотите ли вы перемен, как в песне Цоя, или стабильности, как при Путине, решать вам и только вам:) Но без «перестройки» шансов у вас донести свои игры до ЦА — практически нет.

  • 13 Серый Волк пишет:

    ay, я не получил никакой информации, вижу лишь высказывание из разряда «сильно альтернативная ирреальность». Был вопрос «в чем именно проявляется», подразумевались какие-то факты, примеры. В ответ я опять вижу общую фразу, ничего общего не имеющую с действительностью.

    Нету никакой общей атмосферы и нету никакого общего сообщества. Как верно озвучил всем известный факт Гораф, из-за которого по ночам и кровоточит моё сердце сноба — единого сообщества нет. У нас десяток княжеств, в каждом из которых свой градус атмосферы, вплоть до атмосферы стихийного раздолбайства. Где во всём этом можно было разглядеть общее впечатление неподступного элитаризма, снобизма и ещё-мы-котят-топим-изма — ума не приложу.

    Да, есть люди, считающие жанр элитарным. А есть люди, считающие жанр маргинальным. И ничего, прекрасно живут друг с другом в тёплях отношених в тесном кружке одного подсообщества. И с радостью принимают в свои кружки новобранцев.

    Потому что по большому счёту всем до фонаря на теоретические разборки половой и видовой принадлежности их хобби. Люди просто занимаются тем, что им нравится.

    Никаких препятствий для «влиться в сообщество» нет. Здесь не закрытая мистическая ложа и не элитарный клуб для детей аристократов. Я только сходу могу привести дюжину примеров, когда человек приходил в сообщество, а уже спустя какое-то непродолжительное время он был всецело «своим». Примеров «злобные иферы не пускают в свою тусовку» привести не могу. Даже хорошенько подумав.

    А шансов донести игры до ЦА практически нет потому, что донесением игр до ЦА практически никто не занимается.

  • 14 Ajenta пишет:

    «А шансов донести игры до ЦА практически нет потому, что донесением игр до ЦА практически никто не занимается.» (с)

    Вот да, нет такой цели :)

    Есть цель по фану провести время и всё :) Ну, по крайней мере у половины сообщества, как мне кажется.

  • 15 Flash пишет:

    Серый Волк, гугол извинений. Если там будут подразумеваться призы, то я готов немного проспонсировать.

    Ajenta, вот и я по фану проводил время, когда писал игры в стол. Такая-то там интерактивность и проработанность была в одной из них. Убил кучу часов, а геймплея по времени там всего ничего и некоторые моменты там более чем на грани фола. Свои отзывы и читателей я, кстати, нашел, давая поиграть в сделанное нескольким людям. Еще была текстовая РПГ, но эта история без конца. Тут, наверное, нужна целая команда людей.

  • 16 Ajenta пишет:

    «Ajenta, вот и я по фану проводил время, когда писал игры в стол. Такая-то там интерактивность и проработанность была в одной из них. Убил кучу часов, а геймплея по времени там всего ничего и некоторые моменты там более чем на грани фола. Свои отзывы и читателей я, кстати, нашел, давая поиграть в сделанное нескольким людям. Еще была текстовая РПГ, но эта история без конца. Тут, наверное, нужна целая команда людей.»

    Ну, и весело провёл время, наверняка. :) Тебе же не жаль, что ты занимался именно этим,а не чем-то другим?

  • 17 Eddie пишет:

    Проблема в том, что сам жанр не востребован как таковой. «Писателей» у нас дохренища, а вот игроков нет. Игры (именно игры, а не лабуда типа новогодних поздравлений/открыток) никому особо и не нужны. Напишет какой-нибудь Фродо что-нибудь эдакое эпическое, громадное да почтигениальное, а играть некому. Кроме Волка разве что.
    Вот и все. ИФ-сообществу нафиг не нужна ИФня. ИФ-сообществу нужно «околоИФное» общение. :)

  • 18 лукиук пишет:

    «Напишет какой-нибудь Фродо что-нибудь эдакое эпическое, громадное да почтигениальное, а играть некому. Кроме Волка разве что.»
    Обзоры надо, надо обзоры. Больше обзоров!

  • 19 Ajenta пишет:

    Есть небольшая вероятность, что наши читатели просто не ходят в иф-сообщество и не общаются ни разу на форумах. Они тихо мирно качают себе игры раз в год и играют в них, потом приходят за новой порцией и так далее. Примерно как я читаю фанфики и не оставляю на них коменты, даже если мне очень понравилось, потому что качаю их пачкой и читаю уже с электронной книжки, фиг я помню где и откуда это всё было. При этом у меня есть папочка «любимые», которые я иногда перечитываю, но никто из написавших эти фанфики о том не знает, и возможно, как и мы, считает, что его творчество не востребовано.

  • 20 esse пишет:

    Корочи, тут все просто и сложно в тоже время. У людей есть потребность — развлечь себя. У некоторых из этих людей эта потребность привычно удовлетворяется через компьютерные игры. Вот они — и есть потенциальная ЦА ифни. А какие пробелмы? Почему не интересна ифня читателям (создатели ифни, которую читают чужую ифню тоже меняют роль на читателя):

    1. Высокий порог входа для игрока (нет кроссплатформенности, нужен спец лаунчер для запуска игры). Как я понял из общения в сети и в реале, сейчас люди, далекие от иф-сообщества, воспринимают текстовые игры как этакие мини-игры. Нечто в одном ряду с играми в соц сетях, флеш играми и т.д. Т.е. нечто, нетребовательное к железу ПК или мобильного устройства и к мозгам-времни человека. Нечто, во что можно сыграть и в транспорте и в поезде и на пляже, загорая и т.д. Значит — нужна кроссплатформенность и удобство запуска (желательно — через браузер, т.к. он сейчас есть на любом электронном девайся или ПК). Это есть среди ифни только у квестера, аперо и аксмы. Самые приличные книги по сюжету и слогу — у аксмы.

    2. Высокий порог входа для того, кто захочет создать свою первую иф игру. Все предлагают скачать документацию и типа вперед копайся в ней. В ренпи, на языке чойсов и еще кое-где реализованы страницы с описанием основных методов-способов создания своей первой текстовой игры как в пакете платформы, которую качает человек с сайта, так и на сайте. И там все разжевано как можно более простым языком, наглядно и т.д.

    3. Малая раскрученность сайтов ифни и отсутствие русских текстовых игр в крупных электронных магазинах игр аля стим и т.д. Альбедо раскручен сейчас (судя по заходам в неделю) сильнее всего — но это адьюльт текстовые игры. Потом идет сайт Джу — но он уперся рогом и признает только кни в виде pdf-ок. И уже потом идут все сайты ифни. Понимаете? Нет единого места где тусовалась бы вся иф-тусовка (не адьюльт) — и это отражается в индексации поисковиков, и поэтому игрок, которому однажды захочется поиграть в текстовую игру просто не найдет сайт ифни. Он первым найдет как раз сайт Джу и текстовые многопользовательские браузерки.

    Выход:

    1. Писать подробные FAQ для всех будущих авторов ифни — простые, доступные, интерактивные на движке самой платформы, с юмором, разжеванные и т.д.

    2. Писать только на кроссплатформенных платформах-языках, у которых есть возможность запуска онлайн с сайта платформы.

    3. Объединиться наконец-то на каком-то одном сайте.

    4. Допиливать игры до такого состояния, чтобы они могли пройти и стим гринлайт и в аппстор и т.д. Пусть даже бесплатными будут или за символическую сумму.

    P. S. А еще русская ифня что по механике, что по сеттингам словно в 2000 году застряла. Бесконечные фентезийные сеттинги с избитой механикой исследования подземелий и схваток. У чойсов вот недавно вышла raiting wars — как я понял в ней ты играешь за журналиста-репортера будущего с имплантами-камерами в глазах. Аллюзии на современные СМИ, которые всегда нае-е своих зрителей. Свежее очередного фентези.

  • 21 Ajenta Arrow пишет:

    «А еще русская ифня что по механике, что по сеттингам словно в 2000 году застряла. Бесконечные фентезийные сеттинги с избитой механикой исследования подземелий и схваток.» (с) Это где? О__о
    Я тут, панимаишь, сижу, наоборот о фэнтези мечтаю, а все делают либо нф, либо бытовуху. Где у нас кто застрял? Тут панимаешь фэнтези-бродилку не допросишься ни у кого!

  • 22 esse пишет:

    Так и правильно — фентези уже избит как сеттинг просто до невозможности. Вот никто в его рамках и не пишет. Просто как я вижу большая часть русской ифни прошлых лет была написана в рамках фентези.

    И бродилки текстовые это тоже простите уже не камильфо….

  • 23 Ajenta Arrow пишет:

    Ну супер. Говори за себя, плиз. Мне вот очень даже комильфо. Просто их готовить мало кто умеет, бродилки эти.

Оставьте комментарий

обязательно

обязательно (не отображается)

Возможные XHTML-теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Trackback this post  |  Подписаться на комментарии